Родителям

Адаптация воспитанников с особенностями психофизического развития к условиям обучения и воспитания в интегрированной группе

Адаптация воспитанников с особенностями психофизического развития   к условиям обучения и воспитания в интегрированной  группе

 

  Дошкольное учреждение является первым образовательным учреждением, в котором начинается социализация ребенка в обществе. Для социализации воспитанника с ОПФР необходимо создавать особые условия. Поскольку такие воспитанники с трудом приспосабливаются к изменившейся ситуации и им свойственна настороженность к окружающей среде.

   Немаловажным фактором адаптации воспитанника с ОПФР к условиям УДО является грамотно подобранные формы работы всех участников образовательного процесса и родителей.

   Критерии, влияющие на продолжительность адаптации воспитанников с ОПФР:

− уровень самостоятельности;

− сформированность навыков самообслуживания;

− возраст воспитаника;

−ранее сформированный опыт общения воспитанника с окружающими;

− уровень психического и физического развития;

− личностные особенности воспитанника;

− организационные навыки режимных моментов;

−уровень коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми.

   Адаптация проходит у всех по-разному. В разных ситуациях один и тот же воспитанник может вести себя иначе. Большинство воспитанников с ОПФР испытывают трудности с новыми социальными контактами и режимными установками. К примеру, воспитанник, имеющий малый опыт общения ранее, будет испытывать дискомфорт во взаимодействии с другими детьми, а также возможно неадекватные поведенческие реакции, попадая в новые условия пребывания.

   Для того, чтоб адаптация воспитанника протекала успешно требуется тесное сотрудничество родителей и педагогов. Со стороны родителей должна проводиться подготовительная работа, а также активное участие в адаптационном процессе.

   Постарайтесь облегчить своему ребенку привыкание к новым условиям, к новым людям, для этого:

− побольше общайтесь с педагогами группы об особенностях вашего ребенка, его нуждах и потребностях.

− старайтесь дома, в выходные, придерживаться основных моментов режима дня детского сада (сон, прием пищи, прогулки и т. д.).

− формируйте культурно-гигиенические навыки: приучайте мыть руки, ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

− чтобы в дошкольном учреждении было меньше проблем с питанием, максимально приблизьте меню Вашего ребенка к меню дошкольного учреждения.

− чтобы избежать проблем в общении со сверстниками, учите его правильно здороваться с группой детей, предлагать свои игрушки, просить разрешения играть с чужими игрушками.

− в первое время, когда воспитанник привыкает к саду и с трудом расстается с мамой, если есть возможность, пусть первое время отводят в сад другие взрослые, например папа или бабушка.

   Родителю необходимо проявлять терпение и понимание во время протекания адаптационного периода.

  Учитывая особенности протекания адаптационного периода у воспитанников с ОПФР, основными направлениями работы в этот период будут: создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанника; снятие стресса и обеспечение положительного эмоционального состояния; формирование адекватных возможностям воспитанника форм общения.

  Таким образом, адаптация является непростым процессом, как для здорового воспитанника, так и для воспитанника с ОПФР. Специалисты дошкольных учреждений, семья и общество должны создать все необходимые условия, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником.

 От слаженности и полноценности со стороны всех участников зависит результат адаптационного процесса воспитанника в дошкольном учреждении.

свернуть

Рекомендации для родителей воспитывающих детей с особенностями психофизического развития

  1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: "Ты самый любимый", "Я тебя люблю любого", "Какое счастье, что ты у нас есть".

 

  1. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь".

 

  1. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза.

 

  1. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово "нельзя", попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику. Сказать, ничего не говоря, - это величайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми. Старайтесь высказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений.

 

  1. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

 

  1. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение.

 

  1. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами.

 

  1. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.

 

  1. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит", " Я вижу, что тебя кто-то огорчил", " Расскажи мне, что с тобой".

 

  1. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему "спокойной ночи". Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.

 

  1. Старайтесь адекватно реагировать на поступки детей:
  • постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий; попытайтесь вникнуть в его переживания;
  • оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: "Ах ты негодяй, опять разбил чашку!" Наиболее уместным было бы такое выражение: "Сынок, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки". А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: "Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал";
  • дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно;
  • не сравнивайте ребенка с другими детьми.

 

  1. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: "Я сейчас занят (а):", "Сколько раз я тебе говорила!", "Вечно ты во все лезешь", "Что бы ты без меня делал".

 

  1. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:
  • барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
  • барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);
  • барьер "воспитательных традиций" (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия своих родителей);
  • барьер "дидактизма" (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

 

  1. Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:
  • для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: "Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам";
  • если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом;
  • для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: "Давайте говорить друг другу комплименты";
  • для развития умения общаться без слов предложите им игры "Через стекло", "Иностранец", "Расскажи стихи руками". Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;
  • для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников. Предложите детям игры "На что похоже настроение?", "Нарисуй свой страх и победи его";
  • для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка - это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого? Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки.

Предложите детям сочинить:

а) сказка по-новому (за основу берется старая сказка, но героев можно наделить противоположными качествами);

б) салат из сказок (соединяются несколько сказок в одну);

в) продолжи сказку или придумай новый конец.

Главное всегда помнить, что воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Формирование толерантности каждый должен начинать с самого себя. В формировании толерантности у дошкольников большое значение имеет развитие умение понимать чувства и состояние других людей, способность сопереживать и сочувствовать, умение общаться со сверстниками. Прививая детям умения межличностного общения, необходимо одновременно совершенствовать эти же умения у педагогов и родителей.

Не следует думать, что ребёнок с особенностями психофизического развития – это несчастный ребёнок!

Для формирования гармоничной личности, развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой при установлении правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек.

 

Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

свернуть

Права и обязанности родителей

10 марта, пятница

Государственные гарантии многодетным семьям

подробнее...